Проблема выбора

Часто приходится слышать о том, что существует масса замечательных возможностей, из которых надо выбрать лучшую, что приводит к весьма неожиданному последствию – радость выбора внезапно превращается в проблему, и эта проблема может быть очень и очень серьезной. Это проблема известна уже пару тысячелетий. Например, греческий философ Аристотель в одном из своих сочинений рассказывал о человеке, испытывающем голод и жажду, который находится на равном расстоянии от пищи и питья и пребывает в покое. Более точно эту проблему, когда бедный человек не знает, что же ему все-таки сделать – то ли съесть, то ли выпить, – сформулировал французский философ Жан Буридан, который доказывал отсутствие свободы воли, а в доказательство привел пример про осла, который, находясь между двумя равными стогами сена на одинаковом расстоянии, должен пренепременно скопытиться от голода, так как не находит мотива – с какого же стога ему начинать есть? С тех пор и появилось крылатое выражение – Буриданов осел. Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Разумеется, философия остается философией, и будьте уверены, что осел или какая другая живность, попав в столь вкусную ситуацию, недолго бы мучались проблемой выбора, а откушали бы предостаточно. И только умный человек может умудриться умереть с голоду, оказавшись между двумя тарелками аппетитного борща. Ясно дело, что человека должно что-то отличать от животного. И можно предположить, что умрет он с чувством выполненного долга, доказав свою высокоорганизованную природу, умеющую превозмочь свои животные потребности. Вот нам часто доказывают в разных полезных учебниках по зоологии и биологии, что человек исключительно умен. Однако там ничего не говорится, что только человек может немедленно впасть в депрессию по причине того, что не может выбрать, куда же ему съездить и отдохнуть – в Канны или на Багамские острова. Зря, кстати, не говорится, так как это прибавило бы дополнительной гордости всему человеческому роду.

Любопытно, что в тех случаях, когда необходимо один из нескольких нерадостных выборов, у человека это получается гораздо лучше. Он просто руководствуется меньшим из зол и, соответственно, инстинктивно избегает наибольшей вредности той или иной ситуации. Это обнадеживает, это говорит о том, что человек недалеко ушел в своем развитии от амебы, – и это его спасает. Амеба, если ее окружить разными плохими воздействиями, немедленно начнет удаляться от самой плохой. Человек, слава Богу, тоже. Но так как он умнее амебы, то и ошибки на своем пути делает чаще, так как амеба руководствуется исключительно примитивными сенсорными ощущениями, а человек – более совершенной интеллектуальной оценкой происходящего. Если, думает он, я надумаю взять кредит в банке, то его придется отдавать, а если я надумаю ограбить этот банк, то отдавать ничего не придется. Следовательно, гораздо более безопасно ограбить банк.

Однако сегодня я хотел бы предложить вашему вниманию не столько размышления о возможности ограбить банк, или об оценке необходимости уворачиваться от падающего кирпича, сколько о том, как сделать выбор между двумя (тремя, пятью, десятью) примерно одинаковыми (или кажущимися таковыми) возможностями. Сделать выбор, и наконец-то начать жить. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами. Поэтому, я думаю, пора оставлять позади гнилую философию Буридана, и двигаться вперед – к борщу, интересной книге, перспективной работе, любимому человеку. Вперед, друзья мои, вперед!

Существует несколько различных способов разрешить проблему выбора: от весьма практичных до революционно продвинутых. Вы можете выбрать любой из приведенных, либо в разных ситуациях руководствоваться разными методиками скоростного выбора. А выбор действительно может быть очень быстрым: то, между чем вы выбираете годами, можно сделать гораздо быстрее. Например, за пять секунд. Или даже за три. И это действительно возможно. Никаких проблем!

Шаг первый: ответственность за выбор. Если вы хотите съесть пирожок или посмотреть новый фильм – обязательно спросите об этом более компетентного человека в вопросах пирожков и фильмов. А после того, как пирожок и фильм окажутся, мягко говоря, не очень съедобными, – непременно выскажете компетентному человеку, что он ничего не смыслит в пирожках и фильмах. На что последний будет жевать этот самый пирожок и говорить вам: «Ну, не знаю, не знаю, мне очень понравилось». И будет совершенно прав, потому как все это – дело исключительно вкуса, а не компетентности.

Люди, которые руководствуются в своих выборах чужими мнениями, попадают в весьма сложную ситуацию. С одной стороны, им часто приходится разочаровываться в своих предпочтениях, которые, как вы понимаете, являются предпочтениями других людей. С другой стороны, они очень часто оказываются в положениях, когда рядом нет советчика, и вот тогда у них начинаются настоящие муки выбора: при обилии возможностей они не в состоянии остановиться на каком-нибудь из вариантов, потому как, в сущности, не умеют этого делать. Это – благоприятная почва для возможности всучить вам в магазине совершеннейшую ерунду, так как случайная сторонняя подсказка оказывается озарением. И дело даже не столько в силе воли или еще каких-нибудь настойчивых качеств, сколько в недоверии к самому себе, зависимости от чужих мнений и отсутствии собственной точки зрения на окружающую действительность. Доверяясь мнению других людей, вы снимаете с себя ответственность за этот выбор, перекладываете его на плечи своих советчиков. И нечему удивляться, что вокруг вас сплошь плохие люди, которые или ничего не смыслят (как оказалось), или ничего доброго не посоветуют.

- Я здесь потому, что несколько людей, которых я уважаю, порекомендовали мне. Один из них психотерапевт. Что в этом плохого?

- Ничего плохого. Хочешь ли ты сейчас остаться на тренинге?

- Честно говоря, после того, что я услышал, я бы не остался. Но, как бы глупо это ни звучало, раз они рекомендовали...

- ТЫ ЖОПА, Джек. Этот тип мышления перекладывает ответственность на твоих друзей. Мы хотим, чтобы ТЫ отвечал за свою жизнь.

- Я отвечаю.

- ТОГДА ПЕРЕСТАНЬ ПОЗВОЛЯТЬ ДРУЗЬЯМ В НЕЕ ВМЕШИВАТЬСЯ! Выбираешь ли ты, здесь и сейчас, остаться в зале и пройти тренинг?

- Да, я уже сказал...

- И ты выбираешь остаться, потому что ТЫ... ВЫБИРАЕШЬ... ОСТАТЬСЯ. Ты понял, Джек? Не потому, что Дик, Том или Гарри порекомендовали тебе остаться, а потому, что ТЫ ВЫБРАЛ остаться. Ты понял?

- Да, я понял. Хорошо... Я остаюсь потому, что я решил остаться. 

Разумеется, нет ничего страшного в том, если вы постоянно руководствуетесь советами других людей, какими бы правильными и мудрыми они не были. Просто в таком случае вы живете не свою жизнь, а чью-то другую. Просто в таком случае вы не имеете глаз, слуха, ощущений и собственных мыслей. Спрашивается: что же вы имеете в таком случае? И чью жизнь вы живете? Папы с мамой? Соседа? Коллег по работе? Начните жить свою жизнь и посмотрите на мир собственными глазами. И вы уже можете не говорить: «Ну какой нехороший, ничего не смыслит, а уже советует». И вы даже можете не думать: «И зачем я его послушал?» Вы будете доверять только себе, и нести ответственность перед самим собой. И только тогда вы обнаружите, что перестали наступать много раз на одни и те же грабли, потому как начали, наконец, учиться жить и выбирать.

Помните одно: вам есть эту пищу, вам носить эти вещи, вам слушать эту музыку, вам смотреть эти фильмы, вам читать эти книги, вам жить с этим человеком, вам любить эту собаку или кошку – вам, вам и только вам. Никто другой не сделает это за вас так, чтобы вы остались довольны – не съест, не послушает, не полюбит, и не будет носить.

Шаг второй: фильтр выбора. Эту методику придумали буржуины, дабы быстро и эффективно освободить человека от мук выбора при множестве вариантов, каждый из которых обладает значимостью и привлекательностью, имеет свои важные плюсы. Через специальный фильтр вы отсеиваете существенные преимущества того или иного выбора от несущественных по специально заданному алгоритму. Рассмотрим это на простом примере выбора между несколькими симпатичными людьми, одному из которых надобно сказать «да, я тебя люблю», а остальным, к сожалению, – «нет, но мы можем остаться друзьями».

Проблема выбора в этом случае (и во многих других, как вы сможете обнаружить в дальнейшем), решается вот таким образом. На некоторое время забудьте о том, между кем и кем вы выбираете. В любом случае у вас есть понимание того, какими качествами должен обладать ваш партнер, с которым вы сможете взяться за руки и прошагать всю оставшуюся жизнь в любви и счастье. Так вот, надобно взять листок и записать все эти качества определенным образом.

На рисунке примерно изображено, как это делается. Желательно, чтобы характеристика этих качеств была исчерпывающей. Их может быть двадцать. Или даже тридцать. Сколько угодно, в принципе. Но все эти качества должны быть важными и значимыми. У вас получится таблица с полным перечнем достоинств идеального партнера, где от первого качества по диагонали заштриховывается один квадратик таблицы. Дальше вы поймете, зачем это нужно.

Как составить таблицу

Следующий шаг – это определить, какими качествами обладает ваш партнер и какими – не обладает. Как правило, идеальных людей не бывает, поэтому некоторой части качеств у каждого из симпатичных вам партнеров – их не хватает. Запишите только те, которые они явно имеют – свой набор в каждом конкретном случае.

Если потенциальные супруги и мужи определены в своих качествах, то можно приступать к самому главному: сформировать наиболее важные качества у вашего будущего партнера. Для этого и используется таблица, которую вы рисовали. Заполнение происходит очень просто. Вы спрашиваете у себя: «Что мне важнее – чтобы он был красивый или чтобы он был богатый?». Отвечать можно только одним образом – выбрать из двух предложенных вариантов более подходящий. Никаких «или/или» и 50/50 не может быть. Для того, что значимее, ставим единицу, а для того, что менее значимо в сравнении – ноль. Следующий вопрос: «Что мне важнее – более красивый или более добрый?» И так далее, пока не будут сравнены все имеющиеся варианты. Это отличный способ выявить огромное количество фикций, которыми заполнен наш ум и которые на поверку не выдерживают никакой критики. В нашем примере фиктивным предпочтением оказалось такое качество, как «сильный» – все выборы сделаны не в его пользу.

Как ее заполнить

Лучше остановиться на каком-нибудь округлом числе качеств. Если их десять, то самыми важными окажутся только три с наибольшим выбором очков. Если 15 – то четыре, если 20 – то не более пяти. Теперь же, после того, как вы с помощью этого теста вскрыли свои истинные желания, можно сравнить, к кому эти качества подойдут более всего. Таким образом, за какие-то полчаса вы можете отсеять до 90 процентов фальшивых вариантов, с которыми вы боялись расстаться в силу тех или иных причин.

Если вы подумаете совсем немного, то обнаружите, что таким образом можно определять, куда лучше поехать отдохнуть, куда пойти учиться или какую работу предпочесть. И я вас уверяю, что результаты могут оказаться крайне любопытными. Вы сможете узнать о себе очень много интересного.

А если хотите, то можно провести предварительный тест на реальность. Выберите из списка всех желаемых качеств три (четыре, пять) самых важных до начала процедуры сравнения. Если, по окончанию, результаты совпали – поздравляю! Вам, скорее всего, не имеет смысла рисовать подобные таблицы, вы вполне разбираетесь в окружающей действительности и умеете отличить важное от второстепенного.

Шаг третий: собственная система критериев. Хотите ли вы этого, или нет, но вы обладаете весьма совершенным набором инструментов, способных помочь вам сделать выбор и предпочесть то или иное при наличии выбора. Этими инструментами являются, конечно, ваши собственные глаза, слух, телесные ощущения, обоняние, а также умение аргументировать тот или иной выбор. Чем чаще вы пробуете сделать выбор сами, доверяя только себе и системе своих правил, тем быстрее и эффективнее вы учитесь делать его более и более безошибочно. Все дело в том, что ошибаться в чужих вкусах и взглядах можно бесконечность, так как в ошибках все время будет виноват некоторый внешний фактор, а вот ошибаться в своих собственных очень долго просто невозможно, потому как мы элементарно учимся. В идеале человек вообще не задумывается, если попадает в ситуацию выбора, и принимает решение мгновенно, основываясь на предыдущем опыте, который не обязательно осознавать. Например, вы сторонитесь раскаленной плиты совершенно бессознательно, и для этого вам совершенно не нужно думать или вспоминать опыты из далекого детства. В большинстве случаев можно вполне доверять бессознательным посылам, которые нас не подведут.

Вам может помогать все что угодно. Если дорогу вам перешла черная кошка, и вы поняли, что сегодня не нужно делать нечто – здорово. Вы можете обращать внимание на погоду, астрологический прогноз, изменение направления ветра. Мир работает на вас, вы только читаете его знаки и регулируете свои действия на основе этих указателей. В отличие от людей, которые дают советы и так часто нас разочаровывают, черные кошки и благоприятные дни – это отличный фундамент для принятия решений. Если он не работает, то вам придется признать это и отказаться от него, а если работает, то он будет помогать вам всегда. Все, что позволяет принять вам решение в таком случае – благо. Пользуйтесь этим на все сто.

Шаг четвертый: если вы оптимист. Оптимист, как мне кажется, – это не столько человек, который надеется на лучшее, сколько человек, который умеет говорить «ДА» окружающему миру и с энтузиазмом принимать каждый из возможных вариантов, чтобы выжать из него все, что только возможно. Пока пессимисты терзаются о том, сколько возможностей они потеряли, согласившись на то или на это, оптимисты радуются тому, сколько полезного и ценного они приобрели. Оптимист – это человек, который выбирает методом орла и решки, – и, получив любой из вариантов, отправляется в путешествие навстречу своему выбору, стремясь извлечь из него все возможное удовольствие и ценные переживания. Да, верно, все то, что я вижу, все то, что я слышу и все то, что я чувствую – оно есть на самом деле. Я могу закрыть глаза, но оно не исчезнет, я могу заглушить звук и притупить ощущения, но все это останется там, где оно есть. Мы постоянно мечемся между прошлым – теми моментами, где нам было хорошо, и каким-то будущим, где нам должно быть хорошо, и тогда любая разбитая тарелка и чуть повышенный тон разговора ужасает нас, требует спрятаться в свои прошлое и будущее небытие. Но если вы смотрите в глаза настоящему – оно не пугает вас. Оно такое, какое оно есть. Вы приняли его без страха и упрека. И теперь – вы можете сделать шаг, приняв решение ровно за одну секунду. Шаг навстречу этому и с желанием найти место в происходящем, или шаг от него и желанием идти другим путем, другой дорогой. И тогда уже можно ни о чем не думать и ничего не анализировать. Можно ставить на чет или нечет, остаться или расстаться, продолжить или закончить, отказаться или согласиться. Это ваш выбор и вы его сделали.

Вит Ценёв, psyberia.ru

Π‘Π°ΠΉΡ‚ создан Π² систСмС uCoz